Дюк Эллингтон (Duke Ellington)
Послушать и посмотреть видео с джазовым пианистом Дюком Эллингтоном
Дюк Эллингтон (Duke Ellington)
Дюк Эллингтон — не просто звезда джазовой музыки. Без упоминания о нем невозможно рассказать историю джаза. При этом сам Дюк Эллингтон свою музыку называл афроамериканской. Будучи другом Мартина Лютера Кинга, он хотел, чтобы искусство способствовало прогрессу самосознания цветных людей. Однако Дюк Эллингтон сделал больше — его музыка стала частью мирового культурного наследия.
Дюк Эллингтон: краткая биография
Жизнь Дюка Эллинтона охватывала большую часть истории джазовой музыки. Он родился в 1899 году в Вашингтоне. Причем Эллингтон никогда не жил в гетто. Он родился во вполне преуспевающей (по меркам эпохи) семье. Его отец работал дворецким не просто в аристократической семье, а в Белом доме. Юный Эдвард Кеннеди (это настоящее имя музыканта, а Дюк — всего лишь прозвище) начал учиться музыке еще в раннем детстве. В 18 лет он окончил школу прикладных искусств. По образованию он был не пианистом, а художником, и это сказалось на его музыкальном видении.
В 1922 году он начала играть в ансамбле “Вашингтонцы”, а позже стал руководителем этого ансамбля. Музыканты перебрались в Нью-Йорк, играли в клубах Гарлема. А в 1927 году под давлением менеджера Эллингтон стал лидером джазового оркестра. Новый коллектив прославился как “Duke Ellington and His Orchestra». Музыканты выступали в самых престижных клубах, позже гастролировали по стране, даже в период заката биг-бэндов после Второй мировой войны. В 1960-е годы оркестр Эллингтона ездил и на международные гастроли. Его оркестр приезжал даже в СССР, много выступал в Европе и странах Ближнего Востока. Умер музыкант в 1974 году от рака легких.
Происхождение Эллингтона было довольно благополучным для того времени. Его родители были достаточно состоятельными, особенно отец, который работал дворецким в самом Белом доме. Уже с молодых лет Эдвард Кеннеди, известный как Дюк, проявлял интерес к музыке и начал обучаться ей. Он закончил школу прикладных искусств в возрасте 18 лет, несмотря на то, что его образование было связано с изобразительным искусством, а не с музыкой. В 1922 году он присоединился к ансамблю “Вашингтонцы” и позже стал его дирижером.
В клубах Гарлема в Нью-Йорке музыканты нашли свое место, где они играли. В 1927 году Эллингтон стал лидером джазового оркестра, который стал известен как “Duke Ellington and His Orchestra”.
После этого коллектив начал выступать в самых престижных клубах и даже гастролировать по стране, несмотря на упадок биг-бэндов после Второй мировой войны. В 1960-х годах оркестр Эллингтона начал международные гастроли, включая поездку в СССР, многочисленные выступления в Европе и странах Ближнего Востока.
Его детское прозвище “Герцог” прикрепилось к нему из-за его любви к красивой одежде. После окончания школы прикладных искусств, Эллингтон работал художником в родном Вашингтоне, где он создавал плакаты. Оркестр Эллингтона продолжал выступать в годы войны. В 1943 году они дали концерт в Карнеги Холле, и все собранные средства были пожертвованы в поддержку Красной Армии. Оркестр Дюка существовал без перерывов с 1926 по 1974 год, хотя музыканты присоединялись и покидали его.
Сам Дюк говорил, что его дом – это дорога, а Нью-Йорк всего лишь почтовый ящик, в то время как оркестр активно гастролировал. Духовная музыка была одним из направлений творчества Эллингтона, помимо джазовой. Дебюсси и Равель были любимыми композиторами музыканта.
Хладнокровие Дюка объяснялся его замедленным пульсом, и только человек с железными нервами мог выдержать такой ритм жизни, как у него.
Обладателем премии Грэмми Дюк Эллингтон становился 11 раз, а также был кавалером Ордена Почетного легиона. Посмертно музыкант был удостоен Пулитцеровской премии.
Дюк Эллингтон, не испытывающий страха перед экспериментами, активно взаимодействовал с симфоническими оркестрами, создавал записи с джазовыми вокалистами, а также сопровождал Фрэнка Синатру и проводил джем-сешн с Луисом Армстронгом – перечислить все невозможно.
Когда музыка звучала хорошо, Дюк Эллингтон утверждал, что она является хорошей, независимо от того, принадлежит ли она к классике, джазу или року. Он всегда находил красоту во всех ее проявлениях и мог создавать музыку в самых разных условиях. Нередко его рабочим местом служили сидения в автобусах или откидывающиеся столики в купе поезда, а иногда – стены студии звукозаписи.
Смотрите также:
Ноты для фортепиано для начинающих